Любое транспортное средство невозможно представить без колесных дисков. Казалось бы, что может быть проще обыкновенного колеса? Сегодня поговорим об особенностях, которыми обладают кованые диски.
Среди колес для авто выделяют следующие типы:
Каждый из них имеет свою особенную и сложную технологию производства. Например, кованые диски отличаются особой прочностью и привлекательностью, при этом их цена значительно превышает стоимость остальных. Ранее считавшиеся прерогативой исключительно спортивных автомобилей, колеса кованого типа сегодня можно встретить даже на транспортных средствах бюджетной категории и мототехнике.
Принимая решение установить на свой автомобиль кованые колеса, в первую очередь, необходимо понять, для чего Вам это нужно? Если же это банальная дань моде, тогда приобретать нужно ту модель, которая нравится больше всего. Если же первоочередной задачей стоит снижение массы колес, а следовательно, и нагрузки на подвеску транспортного средства, предпочтение необходимо отдать тому типу, который имеет минимальную величину этого параметра.
Как изготавливают кованые колесные диски
В качестве материала для их изготовления производители используют алюминий. Пропустим процесс его добычи и вернемся к тому моменту, когда сырье для изготовления колес поступает на производство в виде алюминиевых болванок. Далее эти «полуфабрикаты» поступают в печь, где совместно плавятся с другими элементами (медью, марганцем и магнием). Все это составляет будущую основу, которая пойдет на изготовление кованого диска. Процесс выплавки завершается отшлаковкой сплава (очисткой от ненужных примесей), после чего расплавленное сырье попадает в литейный цех, в котором осуществляется изготовление алюминиевых столбов длиной около 6-7 м. Далее их распускают на небольшие заготовки (будущие кованые колесные диски). На следующем этапе производства осуществляется их проверка на соответствие стандартам.
Изготовление колес продолжается в прессовом цеху, где заготовкам придают форму блинов. Отметим, что сдавливание под прессом в процессе производства позволяет значительно повысить прочность изделия. На следующем этапе происходит закалка заготовок, после которой структура алюминия становится мелкозернистой, в результате чего материал приобретает дополнительную прочность. Список следующих участков производства продолжает участок механической обработки, на котором из заготовки изготавливается полноценный кованный колесный диск.
О преимуществах
Пожалуй, одним из главных преимуществ кованого диска является его небольшая масса. В последние десятилетия производители колес для автомобильной техники продолжают искать действенные способы снижения массы дисков, разрабатывая при этом различные, сложные технологии. На сегодняшний день только кованые диски являются самими легкими из всех типов.
Для сравнения: вес литого диска примерно на 30% больше чем у кованного, масса которого вполовину меньше массы штампованного. Благодаря этому значительно снижается нагрузка на все элементы подвески автомобиля, что позволяет увеличить их ресурс эксплуатации. При этом снижается потребление топлива.
Как уже говорилось, кованый диск – высокопрочное изделие. Однако если его сравнивать с литым, то здесь помимо прочности присутствует еще и хорошая пластичность самого материала, благодаря особой технологии его производства. Таким образом, кованый диск не лопнет при встрече с препятствием, а всего лишь деформируется, как, например, штампованный.
Последним преимуществом является то, что кованые колесные диски изготавливаются из алюминия с добавлением магния, марганца и т. д. Это позволяет идеально защитить изделие от коррозии на протяжении длительного периода эксплуатации. Говоря проще, диски долго не будут ржаветь, а их владельцам не придется дополнительно выкладывать приличную сумму на восстановительные работы (покраску).
Недостатки, с которыми придется мириться
Пожалуй, определяющим моментом в выборе того или иного типа колесных дисков для большинства автовладельцев является именно их стоимость. Эксперты рынка автокомплектующих, да и обычны потребители, отмечают чрезмерно высокую стоимость комплекта кованных колесных дисков. И это, кстати, вполне обоснованно. Цена комплекта более и менее сносных кованых дисков вполне сопоставима со стоимостью высококачественного литья.
Повышенная стоимость обусловлена тем, что производство такого типа дисков всегда связано с высокой отходностью технологического процесса. Изготовление кованого диска осуществляется по методу горячей штамповки, во время которого большая часть используемой первоначальной заготовки превращается в отходы.
Еще один недостаток – однотипность всех моделей. Увы, но выбор моделей кованных колесных дисков не велик. Здесь, к сожалению, нет привычного «литью» многообразия вариантов исполнения и форм. Единственное, что выделяет этот тип дисков – это их цвет.
Россия среди производителей
Из написанного выше ясно, что производство дисков кованого типа очень сложно и энергозатратно. Для него потребуется дорогостоящее, высокотехнологичное оборудование и наличие большого количества высококачественного сырья, большая часть которого попросту пойдет в утиль. По этой причине в мире существует не более 30 известных производителей таких колес, некоторые из которых известны лишь в своих странах. Тем не менее, на сегодняшний день Россия имеет 6 крупных производственных предприятий, которые занимаются производством кованых колес из цветных металлов.
Продукция российского производства завоевала популярность во всем мире благодаря своей прочности, эргономичности и подчеркнутой стилистике. Несмотря на то что одним из недостатков кованой продукции считается скудность ее дизайна, российская компания ВСМПО, которая сегодня считается лидером на мировом рынке, постоянно работает над совершенствованием конструкции и дизайна своих моделей. На начальном этапе своего производства предприятие выпускало лишь небольшие партии продукции, однако позже ее качество по достоинству было оценено ведущими производителями транспортной техники и простыми потребителями. В результате этого российские колеса стали массово устанавливаться на такие автобренды как Rolls-Royce, Honda, Mazda, Nissan. К сожалению, в начале 2012 года компании пришлось свернуть производство. Но выпущенной ей продукции, которая представлена более чем сорока наименованиями, по подсчетам специалистов должно хватить до 2020 года.
В рамках публикации нельзя упомянуть и о другом российском бренде – фирме SLIK, которая появилась на рынке еще в 1992 году. Ассортимент производимых компанией моделей представлен более чем 50 позициями, хотя изначально предприятие производило кованые колеса лишь для нужд нескольких спортивных команд, покупая при этом заготовки у конкурентов.